Главная



Вся коллекция


Из серии  фирмы "Muza"


Клубная серия  "Pronil"


Польский джаз

– разное


Чеслав Немен


Breakout


SBB


Польский рок

-         разное


Обсудить в форуме

 

 


Заказать CD-.R


Почта

 

 

 




Ян Пташин Врублевский

 

Родился 27 марта 1936 в Калише. Музыкант (саксофон теноровый и баритоновый), композитор, аранжировщик, лидер, публицист, автор программ для радио и телевидения.

            Начатая в 1970-м году на Третьей Программе Польского радио еженедельная программа «Три пятнадцатиминутки джаза» выходит и сегодня. В действительности длится два часа (но продолжает называться по прежнему) и выходит в эфир в ночь с понедельника на вторник в 00-05.

Кавалер Командорского креста Ордена Возрождения Польши, почетный гражданин городов Калиш и Замостье

Карьеру начал в 1954 году, руководя студенческими танцевальными ансамблями  в Познани, в которых играл на фортепиано и кларнете.

Его профессиональным дебютом на джазовой сцене считают выступление на первом Джазовом фестивале в Сопоте в 1956 году с легендарным секстетом Комеды. Он оставался в том коллективе до конца его существования, и если до конца 1957 года играл на кларнете и баритоне, то с 1957 – почти исключительно на теноре.

Секстет Комеды, которого сопотский дебют был признан крупным событием, выступал по всей Польше, повторил успех на втором фестивале, выступал в Москве на Всемирном Фестивале молодежи и студентов, сделал несколько записей для польского радио. Записал музыку для первого фильма (короткометражного) Романа Полянского «Двое мужчин со шкафом». Тогда же с группой «Меломаны» выпускает документальный короткометражный фильм «Джазовые беседы». Для секстета Комеды  Пташин пишет свои первые композиции.

В начале 1958 года Пташин, будучи приглашенным участвовать в создаваемой супергруппе “Jazz Believers”,  (Тшасковский, Комеда, Курилевич, Дилонг, Зилбер) переселяется из Познани в Краков. Вскоре после того был  выбран представителем Польши для участия в Международном Ньюпортском  Оркестре, созданном Джоржджем Уэйном и руководимым Маршаллом Брауном. В июне выезжает в США  и с этим оркестром принимает участие в Ньюпортском фестивале. В качестве гостя с оркестром выступил Луи Армстронг, а фрагменты концертов оказались даже записанными на пластинку (Columbia CL 1246). Также оркестр принимает участие в телевизионных программах, выступает в Голландии и Бельгии, где на выставке ЭКСПО 58 в Брюсселе в американском павильоне дает несколько концертов, наряду с Сарой Воан, Тедди Вилсоном, Сиднеем Беше и другими.

По возвращении на родину принимает руководство “Jazz Believers”, вводя в программу услышанные в США образцы музыки. В группе на месте Курилевича и Дилонга появляются Ян Бырчек (бас) и Войцех Кароляк (саксофон-альт). «Беливерсы» распались летом 1959.

Пташин переезжает обратно в Познань, где организовывает свой квинтет (с Ежи Миланем, виброфон) и в то же время параллельно, но очень недолго работает также в группе Анжея Курилевича «Модернисты». Познанский квинтет просуществовал тогда почти два года. Записал первую «маленькую» пластинку для фирмы «Polskie Nagrania», выступал в Гренобле во Франции, на «Джембори 58» Пташин показал первую в истории джазовую композицию, основанную на польском фольклоре, «Батрачка в голубом». Одновременно играл в эстрадном радиооркестре Ежи Мильяна, случается, выступает в “All Stars Swingtet”, позже преобразованном в «Свингтет Ежи Матушкевича». Предпринимает также длящееся почти десять лет сотрудничество с эстрадным оркестром Познаньского радио под управлением Зигмунта Махлика в качестве аранжировщика, композитора и солиста. В то время пишет для оркестра около 200 партитур, в большинстве собственных произведений.

            Однако уже в 1960-м году переезжает в Варшаву, где организует квинтет “Jazz Outsiders”,а также как  аранжировщик и композитор начинает сотрудничество  с радио-оркестрами Эдварда Черного, Анжея Курилевича и группой “Studio M2”, созданной Богуславом Климчуком. Неоднократно получает приглашения сотрудничать с новой группой Анжея Курилевича, который в то время становится польским джазовым лидером, и, наконец, в 1962 приходит в штат той группы. Плодом сотрудничества стал первый польский долгоиграющий джазовый диск “Go Right”, квинтет также выпускает фильм “Opus Jazz”(режиссер Януш Маевский). Это фильм, показывающий группу в процессе работы. Квинтет Курилевича выступает также за границами Польши (в ГДР, в Югославии на Bled Jazz Festival). Группа также регулярно записывается для радио, где имеет свою регулярную программу.

             Следует упомянуть последний эпизод сотрудничества Пташина с Комедой -  многонедельную поездку для выступлений в стокгольмскиом Gyllene Cirkeln и копенгагенском «Монмартре», результатом чего является записанная для фирмы “Metronom” пластинка “Ballet Etudes / The Music of Komeda “ (MLP 15132). Поездка в целом была огромнейшим успехом Кшиштофа Комеды, его музыки, так и его группы. Играли в ней Комеда на фортепиано, Пташин на теноре, Роман «Гучо» Дилонг на басе, Руне Карлссон на ударных, и на пластинке в качестве гостя еще был Аллан Бочинский – труба.

            В 1963 году квинтет Курилевича должен был выехать на фестиваль в Хуан-ле-Пэн во Франции, но у его лидера не оказалось паспорта. В суматохе удается сохранить остаток коллектива, который с тех пор будет называться “Polish Jazz Quartet”. Пташин на теноре, Войцех Кароляк – фортепиано, Анжей Домбровский – ударные и поначалу Роман «Гучо» Дилонг на басе, потом сменять его будут Сташек Зверховский и Юлиуш Сандецкий. Еще не окрепшая группа выступает на том фестивале а затем почти два месяца играет в парижском клубе “Blue Note”. Из Парижа отправляются в многомесячную поездку по Германии, тогда еще Западной. Вернулись в Польшу в 1964 в отличной форме и в том же году имели успех на представительном фестивале в городе Блед в Югославии, а также выпустили в серии “Polish Jazz” пластинку, до наших дней считающуюся одной из самых значительных. Счастливая судьба “Polish Jazz Quarteta” продолжалась до весны 1966 года, когда три четверти коллектива поехали в Швецию «на заработки», и запланированный на несколько месяцев отъезд растянулся на несколько лет.

            Пташин остался один, и в конце концов жизненные обстоятельства заставили его вернуться в Калиш, где в то время джазовой жизни не было и в помине. Он постепенно начинал отходить от активной деятельности как саксофонист, лишь изредка собираю коллективы, в которых, между прочим, появлялись такие люди, как Адам Макович, Мечислав Кош, Томаш Станько.

            Он тогда нашел себя в роли аранжировщика, и – неожиданно - дирижера. Его партитура “K.Ks TalkinTo The Band” получила третью премию на международном конкурсе в Праге. В 1967 радио доверило ему руководство оркестром «Студия М2» после Богуслава Климчука. Годом позднее (Пташин к тому времени уже возвратился в Варшаву, где и остался навсегда), «Студия» выступила на «Джаз Джембори», и для того случая была названа «Джазовой студией». Концерт прошел с таким большим успехом, что радио быстро отказалось от «Студии М2», преобразовав коллектив в «Джазовую студию Польского Радио». Иногда это был огромный оркестр, больше похожий на учебный класс, в том числе композиторский, который постепенно прошли все значительные польские джазмены.

            «Джазовая Студия» просуществовала около 10 лет, от октября 1968 до января 1978. Группа записала для радио 187 произведений (почти 16 часов музыки), плюс две пластинки и одна «сторона», а в четырех других аккомпанировала различным солистам. Провела более 20 телевизионных программ. Выступила на фестивалях в Конгсберге (Норвегия), Ахусе (Швеция), Пори (Финляндия), Нюрнберге (Германия), Шекешфехерваре (Венгрия), и на всех фестивалях Джаз Джембори тех лет. Играла в копенгагенском «Монмартре», Стокгольмском «Фэшинге», «Клубе 7» в Осло. В группе работали, кроме прочих, Томаш Станько, Збигнев Намысловский, Михал Урбаняк, Збигнев Сейферт, Анжей Тшасковский, Марек Близиньский, Влодзимиж Нагорный, Адам Макович, Януш Муньяк, Томаш Шукальский, Хенрик Мискевич, Ян Ярчик, Войцех Кароляк, Януш Стефаньский, Збигнев Яремко, Хенрик Маевский, Бронислав Суханек, Павел Яржембский, Чеслав Бартковский и многие другие.

            Со «Студией» выступали: Хэнк Мобли, Натан Дэвис, Ян Уоллгрен, Урсула Дудзяк, Ева Бем, “Novi Singers”, Анжей Дамбровский, Кристина Пронько, Анжей Зауха и другие.

            В 1960-е годы Пташин также завязал сотрудничество ( как композитор и дирижер) с оркестром фламандского радио в Брюсселе (BRT Orchestra), руководимым Этьеном Верхореном. Это сотрудничество с разной интенсивностью продолжалось до конца 80-х годов, в результате чего появилось несколько десятков партитур. Со временем Пташин также стал приглашаем на записи в качестве солиста, а потом и дирижера при записи своих партитур. Лишь малая часть тех записей вышла на пластинке фирмы “Poljazz  под названием  «Skleroptak». Также выступал с BRT Orchestra на концертах и фестивалях в роли солиста, иногда вместе с Бенни Бэйли и Натаном Дэвисом.

            Одновременно Пташин стал возвращаться к деятельности как саксофонист в малых составах. Первый из них – «Мэйнстрим» - появился как раз с возвращением из Швеции Войцеха Кароляка в 1973 году. Два лидера – Пташин на теноре, а потом также и на баритоне, который так долго дожидался его ласки, Каролак на органе «Хаммонд»,  и Марек Близиньский на гитаре и Чеслав Бартковский на ударных. «Мэйнстрим» сотрудничал также с Евой Бем,  и – кратковременно – со шведской вокалисткой Кисой Магнуссон. Записал две пластинки, для «Польских Награнь» и «Полджаза», выступал по всей Польше и кратковременно в Германии, Венгрии, Советском Союзе, работал на гастролях в Голландии. Очень много записывались для радио, частвовали в торжественном открытии клуба «Аквариум» в Варшаве 22 мая 1977 года. Распались, исчерпав свои возможности, в декабре 1977 года.

            И одновременно стартовал значительный долговременный квартет Пташина, созданнфй на обломках «Мэйнстрима». Обосновались в нем Марек Близиньский – гитара, Витольд Щурек- бас, впоследсвии смененный Збышеком Вегехауптом, и Анжей Дамбровский на ударных. Ева Бем снова участвовала в частых совместных проектах.

            Действуя таким образом, квартет Врублевского записал две пластинки (традиционно - для «Польских Награнь» и «Полджаза), кроме Польши выступал в Германии, Чехословакии («Джазовые дни» в Братиславе), в Индии (на джазовых фестивалях в Калькутте и Бомбее), отработал два тура по Голландии и свою деятельность закончил эффектным финалом - поездкой в США и выступлением в нью-йоркском клубе “Village Vanguard” 26 января 1981 года.
            Семидесятые годы были также периодом, когда наконец были реализованы более «легкие» интересы Врублевского. В 1971 было образовано «Товарищество Поддержки честного творчества» - “Chalturnik”, группа, которая стала почти культовой. Во времена безумства авангарда группа эта осмелилась представить публике музыку, основанную на раннем свинге, с симпатией и без высокомерия. «Халтурник» смеялся над всем, что было, проявив в музыке и всякие «клезмерские» начала, порою навевая детские воспоминания, в дымке которого один мотив сливается с другим, всякие «плагиаты» обнажаются без стыда, а саксофон Януша Муньяка может говорить открытым текстом, не упоминая уже его же вокальные достижения. В передовой линии три саксофониста, каждый участник – отъявленный модернист, ритм-секция дополнена басовым кларнетом, дублирующим партию баса. С «Халтурником» при его

неожиданном успехе сотрудничали также авторитетные вокалисты, от Люции Прус и Евы Бем до Марыли Родович. «Халтурник» записал две пластинки, закончил деятельность в 1979 году. Участвовал во множестве телевизионных программ, выступал в Швеции, Финляндии и провел турне по Советскому Союзу.В его составе появлялись Януш Муньяк, Збигнев Намысловский,Томаш Шукальский, Хенрик Мискевич, Владимир Нагорный, Войцех Кароляк и много других музыкантов.
            “Grand Standard Orchestra” существовал только в студийном виде. Это была, скорее, не группа, а идея записи всех больших польских джазменов как солистов в сопровождении струнного оркестра с непременной ритм-секцией, и изредка появляющимися прочими инструментами. Оркестр после серии записей на радио оставил 3 долгоиграющих пластинки.

 

(продолжение следует – А.К.)

 

материал взят с официального сайта www.ptaszyn.com

Перевод Андрея Константинова, 2007