Главная
Вся коллекция
Из серии фирмы "Muza"
Клубная серия "Pronil"
Польский джаз
– разное
Чеслав Немен
Breakout
SBB
Польский рок
- разное
Обсудить в форуме
Заказать CD-.R
Почта
|
Марек Близиньский
(р. 22 марта 1947 в Варшаве, ум. 17 марта 1989 в Варшаве)- выдающийся польский джазовый гитарист и композитор,
автор первоначальной версии книжки «Джазовая гитара».
Играл, помимо прочего, в группах Михала Урбаняка, Войцеха Кароляка и Збигнева Намысловского.
Марек Близиньский первым в Польше гитаристом мирового уровня. Стилистически тяготел к основному
направлению, джаза, был продолжателем традиции электрогитары, идущей от Чарли Хэйдена
и представленной затем такими музыкантами, как Кенни Баррел,
Барни Kессель, Уэс Монтгомери, Джим Холл, Пат Мэтини и Джон Скофилд.
Родился в семье с богатыми культурными традициями. Первую гитару получил в подарок на
Рождество в 1962 году. Учился совершенно самостоятельно. В 1966 основал группу «Четверка»,
в которой предпринял исполнение произведений И.С.Баха в транскрипции на три гитары и ударные.
В 1967 та группа заняла первое место в «Гливицких Играх», а Близиньский получил первую награду
в категории инструменталистов. В одном из писем он писал:
"Работа в той группе дала мне многое, как в совершенствовании техники игры, так и в понимании
фактора времени, т.е. темпа и ритмической точности, и прежде всего научила постоянной внутренней
дисциплине – необходимой для дальнейшей работы над собой".
В 1971 году он уже сотрудничал с группой Кшиштофа Садовского и Вандой Вярской.
Основал квартет «Поколение» показанный на фестивале «Джаз над Одером – 1971» где
получил три награды в категории инструменталистов. С того момента начал сотрудничество
с группами и солистами: гр. Збигнева Намысловского, гр. Михала Урбаняка, квинтетом Томаша Станько,
Ежи Ярчиком, гр. Владимира Нагорного, Адамом Маковичем, Novi Singers, Bemibek,
Оркестром Джазовой Студии Польского Радио п.у. Я. П. Врублевского, Оркестром Польского Радио и
Телевидения п.у. Анджея Тшаяковского, группой «Мэйнстрим» Войцеха Кароляка и группой Януша Муньяка.
Он уже тогда обладал ошеломительной техникой игры. Был необычайно работоспособен, учился неустанно,
достиг максимальной точности и совершенства. Только лишь под конец 70-х годов основал собственное трио,
с которым выступал в клубах, произвел ряд записей на радио и выпустил авторскую пластинку “The Wave”.
В 1982 году, когда журнал «Джаз Форум» опубликовал первую анкету «Джаз Топ», Марек набрал наибольшее количество голосов в категории гитары. В последующие годы уступал в популярности только Ярославу Шметане и всегда считался одним их двух лучших в стране.
В 1983-84 Марек был вновь «завербован» Намысловским. С его группой “Air Condition” выступал тогда на
больших представительных фестивалях в Европе и Канаде. Рецензент Джони Олсон так писал в шведской газете
"Nya Wermlands - Tidningen" 26 мая 1983 года:
"Потрясающе. К креслу приковала меня его игра на гитаре, которая порой была поразительно хороша.
Стоя недвижим, как статуя, безо всякого выражения на лице, но с непосредственной связью между
мозгом и гитарой, играл, демонстрирую хорошо отработанные познания в истории импровизации
на инструменте. На протяжении всего лишь четырех тактов успевал то по колено увязнуть в блюзовой
глине, словно где-нибудь в дельте Миссисипи, то воссоздать синтез гитарных канонов 50-х
годов, и под конец продемонстрировать несколько современных образцов фанка, с качеством,
которое просто выворачивает наизнанку голову. Технические проблемы ему, кажется,
совершенно незнакомы. Играет с неслыханным свингом, где только хочет. Что бы ни делал,
все выполняет с острой, как бритва, ритмической точностью. Человек, достойный почтения:
один из прекраснейших, которых слышал в жизни".
Кроме личных успехов, удачных записей с великими артистами, Марек Близиньский не
имел такого счастья в сольных своих записях. Разочарованный некачественным выпуском
его первой сольной пластинки, все свои сбережения он употребил на усовершенствование
инструментария и оснащение собственной студии звукозаписи. Начал работать с коллегами -
джазменами на круизном пароходе «Royal Viking». В перерывах между рейсами в своей домашней
студии готовил записи для очередной сольной пластинки.
Мало кто знал о болезни Марка. В 1985 году перенес операцию по поводу рака кожи,
которой, как казалось, суждено было закончить его карьеру. Получил рекомендации
избегать солнца. 28 мая 1988 году отбыл в очередной рейс по мировому Океану.
Многомесячное пребывание на море дало знать о себе. Терял психическую устойчивость,
погружался в депрессию, как музыкант слабел в глазах коллег. 19 декабря, за две недели
до конца рейса на Ямайку, корабельный врач списал его на берег, порекомендовав
немедленно возвращаться домой.
В больнице в Варшаве обнаружили метастазы, связанные с дальнейшим развитием опухоли.
После трех месяцев мучений умер в больнице на ул. Потоцкой в Варшаве. За шесть дней
до своего 42-летия.
Был ценным теоретиком. Неразговорчивый и не слишком коммуникабельный в непосредственном
общении с людьми, Марек располагал обширными знаниями. В 1983 году закончил всем известную
книгу «Джазовая гитара», написанную ясным доходчивым языком. Пособие по изучению инструмента
он дополнил педагогическими приемами, разработанными во время занятий с учениками джазовых
курсов в городках Хлодзеж и Манхочич.
Иногда сотрудничал с журналом «Джаз Форум» и ежемесячником «Джаз», писал на заказ
рецензии на новые пластинки и книги, связанные с джазом.
Был гитаристом универсальным (а также хорошим басистом). Его игру отличало техническое совершенство,
юмор и хороший вкус. Как солист он представлял тип благородной виртуозности,
свободной от дешевых эффектов, обеспечивающей полное звучание и естественное использование инструмента. Казимир Чиж писал так:
Его игра сочетает в себе сосредоточенность и старательный подбор звукового материала.
Нигде нельзя увидеть у него показухи, где пальцы движутся быстрее мысли.
Он всегда собран и играет как бы для себя, не пытаясь поразить публику.
Именно этот интровертивный подход к выступлению приводит к тому результату,
который почти нет больше на эстраде – когда он играет, не существует ничего, есть только его музыка.
Первоначальная версия текста взята с аннотации «об авторе», написанной Е. Поплавским, к книге «Джазовая Гитара» Марека Близиньского. Публикуется с согласия автора.
Перевод с польского Андрея Константинов, 2007.
Избранная дискография
· Kolorowe Frazy (1974, Bemibem)
· Mainstream ("Ptaszyn" Wroblewski / Wojciech Karolak 1974)
· Question Mark (1978, Janusz Muniak Quartet)
· Flyin' Lady (1978, Jan Ptaszyn Wróblewski)
· The Wave (1980, trio)
· Z Lotu Ptaka (1980)
· Dla ciebie jestem sobą (1987, Poljazz PSJ 140, duet z Ewą Bem)
· Constellation (1988, Ryszard Szeremeta)
|