Главная



Вся коллекция


Из серии  фирмы "Muza"


Клубная серия  "Pronil"


Польский джаз

– разное


Чеслав Немен


Breakout


SBB


Польский рок

-         разное


Обсудить в форуме

 

 


Заказать CD-.R


Почта

 

 

 




 

Марек Близиньский (р. 22 марта 1947 в Варшаве, ум. 17 марта 1989 в Варшаве)- выдающийся польский джазовый гитарист и композитор, автор первоначальной версии книжки «Джазовая гитара». Играл, помимо прочего, в группах Михала Урбаняка, Войцеха Кароляка и Збигнева Намысловского.
Марек Близиньский первым в Польше гитаристом мирового уровня. Стилистически тяготел к основному направлению, джаза, был продолжателем традиции электрогитары, идущей от Чарли Хэйдена и представленной затем такими музыкантами, как Кенни Баррел, Барни Kессель, Уэс Монтгомери, Джим Холл, Пат Мэтини и Джон Скофилд. Родился в семье с богатыми культурными традициями. Первую гитару получил в подарок на Рождество в 1962 году. Учился совершенно самостоятельно. В 1966 основал группу «Четверка», в которой предпринял исполнение произведений И.С.Баха в транскрипции на три гитары и ударные. В 1967 та группа заняла первое место в «Гливицких Играх», а Близиньский получил первую награду в категории инструменталистов. В одном из писем он писал:
"Работа в той группе дала мне многое, как в совершенствовании техники игры, так и в понимании фактора времени, т.е. темпа и ритмической точности, и прежде всего научила постоянной внутренней дисциплине – необходимой для дальнейшей работы над собой".
В 1971 году он уже сотрудничал с группой Кшиштофа Садовского и Вандой Вярской. Основал квартет «Поколение» показанный на фестивале «Джаз над Одером – 1971» где получил три награды в категории инструменталистов. С того момента начал сотрудничество с группами и солистами: гр. Збигнева Намысловского, гр. Михала Урбаняка, квинтетом Томаша Станько, Ежи Ярчиком, гр. Владимира Нагорного, Адамом Маковичем, Novi Singers, Bemibek, Оркестром Джазовой Студии Польского Радио п.у. Я. П. Врублевского, Оркестром Польского Радио и Телевидения п.у. Анджея Тшаяковского, группой «Мэйнстрим» Войцеха Кароляка и группой Януша Муньяка.
Он уже тогда обладал ошеломительной техникой игры. Был необычайно работоспособен, учился неустанно, достиг максимальной точности и совершенства. Только лишь под конец 70-х годов основал собственное трио, с которым выступал в клубах, произвел ряд записей на радио и выпустил авторскую пластинку “The Wave”. В 1982 году, когда журнал «Джаз Форум» опубликовал первую анкету «Джаз Топ», Марек набрал наибольшее количество голосов в категории гитары. В последующие годы уступал в популярности только Ярославу Шметане и всегда считался одним их двух лучших в стране. В 1983-84 Марек был вновь «завербован» Намысловским. С его группой “Air Condition” выступал тогда на больших представительных фестивалях в Европе и Канаде. Рецензент Джони Олсон так писал в шведской газете "Nya Wermlands - Tidningen" 26 мая 1983 года:
"Потрясающе. К креслу приковала меня его игра на гитаре, которая порой была поразительно хороша. Стоя недвижим, как статуя, безо всякого выражения на лице, но с непосредственной связью между мозгом и гитарой, играл, демонстрирую хорошо отработанные познания в истории импровизации на инструменте. На протяжении всего лишь четырех тактов успевал то по колено увязнуть в блюзовой глине, словно где-нибудь в дельте Миссисипи, то воссоздать синтез гитарных канонов 50-х годов, и под конец продемонстрировать несколько современных образцов фанка, с качеством, которое просто выворачивает наизнанку голову. Технические проблемы ему, кажется, совершенно незнакомы. Играет с неслыханным свингом, где только хочет. Что бы ни делал, все выполняет с острой, как бритва, ритмической точностью. Человек, достойный почтения: один из прекраснейших, которых слышал в жизни".
Кроме личных успехов, удачных записей с великими артистами, Марек Близиньский не имел такого счастья в сольных своих записях. Разочарованный некачественным выпуском его первой сольной пластинки, все свои сбережения он употребил на усовершенствование инструментария и оснащение собственной студии звукозаписи. Начал работать с коллегами - джазменами на круизном пароходе «Royal Viking». В перерывах между рейсами в своей домашней студии готовил записи для очередной сольной пластинки.
Мало кто знал о болезни Марка. В 1985 году перенес операцию по поводу рака кожи, которой, как казалось, суждено было закончить его карьеру. Получил рекомендации избегать солнца. 28 мая 1988 году отбыл в очередной рейс по мировому Океану. Многомесячное пребывание на море дало знать о себе. Терял психическую устойчивость, погружался в депрессию, как музыкант слабел в глазах коллег. 19 декабря, за две недели до конца рейса на Ямайку, корабельный врач списал его на берег, порекомендовав немедленно возвращаться домой.
В больнице в Варшаве обнаружили метастазы, связанные с дальнейшим развитием опухоли. После трех месяцев мучений умер в больнице на ул. Потоцкой в Варшаве. За шесть дней до своего 42-летия.
Был ценным теоретиком. Неразговорчивый и не слишком коммуникабельный в непосредственном общении с людьми, Марек располагал обширными знаниями. В 1983 году закончил всем известную книгу «Джазовая гитара», написанную ясным доходчивым языком. Пособие по изучению инструмента он дополнил педагогическими приемами, разработанными во время занятий с учениками джазовых курсов в городках Хлодзеж и Манхочич.
Иногда сотрудничал с журналом «Джаз Форум» и ежемесячником «Джаз», писал на заказ рецензии на новые пластинки и книги, связанные с джазом.
Был гитаристом универсальным (а также хорошим басистом). Его игру отличало техническое совершенство, юмор и хороший вкус. Как солист он представлял тип благородной виртуозности, свободной от дешевых эффектов, обеспечивающей полное звучание и естественное использование инструмента. Казимир Чиж писал так: Его игра сочетает в себе сосредоточенность и старательный подбор звукового материала. Нигде нельзя увидеть у него показухи, Вывески таблички указатели. Табличка - указатель. где пальцы движутся быстрее мысли. Он всегда собран и играет как бы для себя, не пытаясь поразить публику. Именно этот интровертивный подход к выступлению приводит к тому результату, который почти нет больше на эстраде – когда он играет, не существует ничего, есть только его музыка.
Первоначальная версия текста взята с аннотации «об авторе», написанной Е. Поплавским, к книге «Джазовая Гитара» Марека Близиньского. Публикуется с согласия автора.
Перевод с польского Андрея Константинов, 2007.

Избранная дискография
· Kolorowe Frazy (1974, Bemibem)
· Mainstream ("Ptaszyn" Wroblewski / Wojciech Karolak 1974)
· Question Mark (1978, Janusz Muniak Quartet)
· Flyin' Lady (1978, Jan Ptaszyn Wróblewski)
· The Wave (1980, trio)
· Z Lotu Ptaka (1980)
· Dla ciebie jestem sobą (1987, Poljazz PSJ 140, duet z Ewą Bem)
· Constellation (1988, Ryszard Szeremeta)

Студия звукозаписи
Hosted by uCoz